Бизнес-формат молочного кооператива «Кок-чуй»

Молоко – один из основных продуктов питания. Создание молочного кооператива – это не просто возможность постоянной реализации молока по справедливой цене, это шанс для фермеров почувствовать себя настоящими предпринимателями.

Молочный кооператив — это объединение владельцев коров для совместной заготовки и сбыта молока. Такой подход был применен в кооперативе «Кок-чуй», помогая людям организоваться и улучшить общий доступ к рынку сбыта молока. На базе кооператива это позволило фермерам совместно договариваться о цене молока с переработчиками, совместно закупать оборудование и улучшать продуктивность своих коров через разные услуги и программы.

Кооператив из Нижечуйска «Кок-чуй» на сегодняшний день объединяет более 300 членов и основным направлением для себя выбрал молоко для последующей сдачи в молокоперерабатывающий завод «КантСут». Для этого в рамках проекта Good Nabors был приобретен молоковоз. А также в течение 2х месяцев планируется прохождение обучение технолога, сборщика и лаборанта, что позволит кооперативу получить знания и разобраться в таких вопросах как – как собирать молоко, какая жирность должна быть, проверка качества, принципы хранения и сдачи молока в на завод и т.д.

Руководитель кооператива «Кок-чуй» Кароев Икром отметил: «Наш кооператив уже существует больше года и состоит из около 300 членов. Наша цель объединить 3 села — Жаны-жер, Камышановка и Нижнечуйск. Организовать хранение и сбыт молока, ведь только из одного села можно собрать более 1,5 т молока. Конечно же, объем молока зависит от количества и молочности коров в каждом домохозяйстве, но это следующий шаг над которым мы планируем работать. На сегодняшний день наши члены сдают молоко заготовителям (посредникам), но уже скоро мы планируем сдавать молоко напрямую «КантСут», для этого мы уже заключили договор с этим молокоперерабатывающим заводом.  Помимо молочной направленности, мы занимаемся еще выращиванием перца, кукурузы, капусты и клевера, и также планируем поставить эти направления на коммерческие рельсы».

Одной из основной задачей кооператива является объединение членов, организовать сбыт продукции. К примеру, в этом году кооператив организовал сбыт болгарского перца прямо с огорода фермеров для последующей поставки в ЕАЭС.

«Принято считать, что в селах нет перспектив для будущего. Фермер не имеет рынков сбыта своей продукции. Те продукты, которые получают потребители, проходят, так сказать, несколько рук посредников, которые в результате, получают больший выигрыш. Сельчане не имеют возможности реализовывать свою продукцию непосредственно на рынках, ввиду необходимости приобретения торгового места, оформления многочисленной документации. А для этого у них нет ни временной, ни финансовой возможности. Решением этого вопроса может стать создание кооператива, желание объединиться и работать сообща. Именно эту роль выполняет Союз кооперативов Кыргызстана. Мы помогаем развивать экономику в отдаленных регионах. Вот и получается, что перспективы все-таки существуют, но они не даются просто так, за хорошими активными кооперативами всегда должны стоять правильные люди», — отметила директор СКК, Айнура Иманбекова.