Государственная программа развития сельскохозяйственных кооперативов в КР на 2015-2020 гг.

Предложения Союза Кооперативов Кыргызстана по государственной целевой программе развития сельскохозяйственных кооперативов в Кыргызской Республике на 2015-2020 гг.

 

Обоснование

Кыргызстан является страной имеющей потенциал развития аграрного сектора, и именно поэтому особое внимание Правительством Кыргызской Республики уделяется поддержке сельскохозяйственной кооперации и принятие целевой программы становится крайне актуальным.

Программа развития сельскохозяйственных кооперативов в Кыргызской Республике на 2014 -2017г.г. (далее – Программа) разработана в соответствии с «Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов» (Указ Президента Кыргызской Республики) (далее – НСУР), Программой по переходу к устойчивому развитию на 2013-2017 гг. (далее-ППУР) и Закона Кыргызской Республики «О кооперативах».

«Стратегическим направлением по преобразованию сельского хозяйства в среднесрочной перспективе станет проведение реформ, направленных на укрупнение и консолидацию мелких крестьянско-фермерских хозяйств в кооперативы — «точек роста», создание благоприятных условий для их деятельности в сельскохозяйственном секторе» (НСУР КР на 2013-2017гг.).

Роль СКК в разработке госпрограммы

Разработка Государственной программы по развитию кооперативов указана в пункте 238 Плана реализации Программы по переходу к устойчивому развитию Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы (далее- ППУР) и будет содействовать становлению моделей комплексных производственных кооперативов в сельском хозяйстве.

В Плане реализации ППУР СКК определен вместе с Министерством сельского хозяйства и мелиорации КР (далее- МСХ КР) в качестве ответственного исполнителя.

Разработанный СКК проект государственной программы по развитию сельскохозяйственных кооперативов направлен на создание трехуровневой системы сельскохозяйственной кооперации.

В настоящее время, все существующие кооперативы являются кооперативами первого уровня, занимающимися сельскохозяйственным производством в пределах определенной территории.

Настоящая Программа будет содействовать становлению кооперативов второго уровня, которые представлены группой кооперативов первого уровня, решивших вести совместную деятельность с целью обеспечения своих членов-кооперативов первого уровня услугами, необходимыми им для успешной работы.

Цель Программы

Основной целью Программы является укрупнение и консолидация мелких крестьянско-фермерских хозяйств в кооперативы, а также планируется в качестве «точек роста» способствовать созданию трехуровневых интегрированных агропромышленных кооперативных комплексов для обеспечения устойчивой системы развития агропромышленного комплекса, которая будет способствовать конкурентоспособности кыргызской агропродукции, развитию регионов, занятости и росту доходов населения в регионах страны, и развитию других смежных отраслей.

Стратегическое позиционирование

В 2002 была принята Государственная программа развития сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызской Республике, в рамках которой Правительство выполнило программу по поставке техники и производственных объектов сельскохозяйственному сектору в качестве механизма для интенсивного развития движения сельскохозяйственных кооперативов в стране.

В 2004 году была принята Концепция аграрной политики Кыргызской Республики, которая была разработана с целью уменьшения мелкотоварного производства.

В 2004 году Национальная политика занятости населения Кыргызской Республики до 2010 года определила в качестве приоритетов повышение производительности крестьянских хозяйств, развитие крупных товарных ферм и продвижение сельскохозяйственных кооперативов путем совершенствования законодательной базы.

Стратегия развития страны на 2007-2010 годы также включала в качестве приоритета укрупнения сельского хозяйства. Таким образом, в рамках указанной Стратегии в 2007-2008 годах в целях создания сельскохозяйственных кооперативов было выделено 135,500 тыс. сомов региональным и районным администрациям для роста сельскохозяйственного производства.

Стратегия развития страны на 2009-2011 годы также предполагало крупномасштабное сельскохозяйственное производство.

В рамках стратегических программ, государство предусматривало для обеспечения поддержки через предоставление земельных, финансовых, материальных и технических ресурсов.

Однако анализ принятых документов и стратегий государством в отношении сельскохозяйственных кооперативов показал, что государственные программы были нацелены на создание новых кооперативов, а не на поддержку и усиление устойчивости деятельности существующих кооперативов.

Данная Программа будет реализована в рамках запланированных мероприятий ППУР КР, где подчеркивается особо важная роль развития кооперации:

«Для развития кооперации будет:

(vi) разработана и принята государственная программа развития кооперативов в сельском хозяйстве;

(vii) разработаны и приняты дополнения и изменения в нормативно-правовую базу, обеспечивающие защиту собственности потенциальных участников кооперативных отношений и пакет налоговых и иных экономических мер для стимулирования создания кооперативов в сельском хозяйстве;

(viii) разработана обучающая программа для кооперативного сектора и обеспечена подготовка для них профессиональных кадров, реализован пакет информационно-образовательных мер».

Для реализации вышеуказанной цели настоящая Программа предусматривает проектный подход к решению следующих основополагающих задач:

1) Разработка пилотной модели, то есть принципов функционирования интегрированной кооперативной модели для пилотирования и оптимизации правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных кооперативов;

2) Пилотирование модели в тестовом режиме, тестирование механизмов реализации модели в пилотном режиме в виде интегрированных кооперативов в регионах;

3) Обеспечение финансовыми ресурсами, совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки кооперативных форм хозяйствования;

4) Масштабирование модели, организация инфраструктуры кооперации во всех отраслях сельского хозяйства республики и внедрение элементов кооперативного управления в сельском хозяйстве;

5) Кластеризация, развитие системы научного, информационно-консультативного и кадрового обеспечения сельскохозяйственных кооперативов.

Одним из важных факторов развития кооперативов является последовательная и эффективная политика государства, направленная не только на создание, а на обеспечение качественного развития кооперативов. Поддержка государства необходима в виде создания программной основы для развития кооперативов, субсидированных целевых кредитов, льготной фискальной базы и других конкретных инструментов поддержки деятельности кооперативов для обеспечения экономического и физического доступа к сельскохозяйственному сырью: семена, удобрения, горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственная техника и оборудование.

Анализ проблем развития сельскохозяйственных кооперативов

Согласно НСК, количество действующих сельскохозяйственных кооперативов в 2013 году по сравнению с 2006 годом сократилось в 3 раза. Если в 2006 году было 1240 кооперативов, то в 2013 году насчитывалось 357 кооперативов. Сокращение количества кооперативов объясняется с одной стороны тем, что в период с 2005 по 2008 гг., большинство кооперативов создавались административным путем, но с другой стороны, ситуация характеризует трудности ведения хозяйства в кооперативной форме.

Согласно исследованиям НИСИ КР (2011), 70% всех производственных сельхозкооперативов ведут свою деятельность в сфере растениеводства, а 30% занимаются племенным хозяйством, производством мяса и молока. По результатам этого исследования, было также выявлено, что в 43% сельхозкооперативах количество членов не превышает 10 человек и 81% кооперативов ведут свою деятельность с участием менее пятидесяти человек.

Существующие в Кыргызстане сельскохозяйственные кооперативы можно объединить в четыре категории (Исследование JICA, 2013 г.):

1). «Советские» кооперативы, функционирующие с принципами и ценностями советских колхозов, которые представлены главным образом крупными кооперативами в Чуйской и Иссык-Кульской областях, которым характерны авторитарное управление, но испытывают проблемы обновления как своего машинно-технического парка, так и своих членов ;

2). «Западные» кооперативы, образованные в рамках проектов, финансируемых донорами, которые ведут свою деятельность при поддержке и на основе опыта и принципов западных кооперативов, в частности, немецких;

3). «Семейные» кооперативы, управляемые в действительности одним человеком, чаще всего, главой одного семейства или рода, функционирующие по собственно установленным внутренним правилам, необязательно совместимыми с общими принципами кооперации;

4). «Спящие» кооперативы, которые были учреждены, но приостановили свою деятельность, но в случае возникновения финансово-материальных стимулов, могут восстановить свою хозяйствующую деятельность.

А. Административные и юридические проблемы

  1. Отсутствие единой понятийной базы в законах и нормативно-правовых актах.

Разночтение понятия «кооператив», а также его подвидов приводит к трудностям понимания особенностей кооперативов, проблемам при регистрации, налогообложении, искажению сути кооперации, пониманию кооперации среди населения и, соответственно, снижению мотивации к кооперации.

В Гражданском Кодексе используются термины «коммерческий», «некоммерческий» в отношении сельскохозяйственных кооперативов. В Законе КР «О кооперативах» используются термины: «кооператив», «сельскохозяйственный кооператив». В Налоговом кодексе КР же нет термина «сельскохозяйственный кооператив». В нем используются термины «сельскохозяйственные производители» и «сельскохозяйственный товарно-сервисный кооператив». Министерство юстиции регистрирует сельскохозяйственные кооперативы как «коммерческие» или «некоммерческие» кооперативы. Нормативными правовыми актами Кыргызской Республики не прописаны порядок создания, принципы деятельности и налогообложение некоммерческих кооперативов, не имеется типовой устав некоммерческого кооператива. Кроме того, если в зарегистрированном названии кооператива отсутствует определение «сельскохозяйственный» могут возникнуть проблемы при получении налоговых льгот.

Действие Закона КР «О некоммерческих организациях» не распространяется на кооперативы. Налогообложение коммерческих и некоммерческих кооперативов почти одинаковые согласно действующему законодательству. Кооперативы и другие участники кооперативного движения не имеют представления об отличиях коммерческих кооперативов от некоммерческих.

  1. Налогообложение и социальное страхование кооперативов.В соответствии со статьей 153 НК КР «Сельскохозяйственный товарно-сервисный кооператив» – это кооператив, где не менее 75% членов которого являются сельскохозяйственными производителями и не менее 75% выручки которого составляет выручка от реализации товаров, работ, услуг, произведенных данным кооперативом в течение календарного года. Из содержания определения следует, что кооператив получает налоговые льготы и становится сельскохозяйственным товарно-сервисным кооперативом в том случае, если докажет, что не менее 75% членов являются сельскохозяйственными производителями и не менее 75% выручки которого составляет выручка от реализации товаров, работ, услуг, произведенных данным кооперативом в течение календарного года. Ввиду отсутствия средств для оплаты услуг бухгалтера многие сельскохозяйственные кооперативы не ведут учет и делопроизводство соответствующим образом и не оформляет фактическую экономическую деятельность, что усложняет их отчетность налоговым органам относительно того, что 75% его членов являются сельхозпроизводителями.
  2. Кооперативные выплаты

В Законе «О кооперативах» есть определение кооперативным выплатам- часть дохода кооператива, распределяемая между его членами пропорционально их участию в хозяйственной деятельности кооператива, на условиях, предусмотренных уставом, но не описан порядок распределения выплат. Кооперативные выплаты упоминается только раз в Законе, в списке понятий. В тексте же Закона используется же понятие «дивиденд»- часть чистой прибыли кооператива, выплачиваемая по паям членов кооператива в порядке установленном настоящим Законом и уставом кооператива. Кроме того, встатье 153 НК КР «дивиденд» — часть прибыли налогоплательщика, включая, в том числе, кооперативные выплаты членам сельскохозяйственных товарно-сервисных кооперативов. Это приводит к тому, что товарно-сервисные кооперативы обязаны в своем бухгалтерском балансе отражать кооперативные выплаты как прибыль и соответственно обязаны выплачивать налог на прибыль.

Полученная прибыль кооперативов распределяется в первоочередном порядке в резервный фонд (как минимум 10% от чистой прибыли), который создается в целях стабилизации деятельности кооператива и для инвестиций, предусмотренными внутренними положениями. Второй приоритет при распределении прибыли отдается образованию и повышению квалификации членов кооператива (как правило, около 10% от чистой прибыли). Также часто во многих кооперативах существует третий приоритет для распределения чистой прибыли- специализированный фонд для развития сообщества и т.п. Только после этих обязательных отчислений, остаток распределяется между членами кооперативами в виде кооперативных выплат на основе критериев, определенных в уставных документах.

Поэтому важно создать рабочую группу для экспертизы существующего законодательства на предмет соответствия международным принципам кооперации в целях устранения противоречий и препятствий для понимания деятельности кооперативов.

  1. Отсутствие доверия и понимания принципов кооперации

Вышеперечисленные проблемы способствуют отсутствию доверия и понимания кооперации среди населения, так как в отличие от коммерческих фирм, где есть четкая задача увеличения прибыли организации, кооперативы основывают свою деятельность на относительно сложных принципах взаимного доверия, самопомощи, демократической контроли и т.д. Эти кооперативные принципы имеют важное значение для понимания особенностей кооперативных организаций и обеспечения их устойчивого развития. Эти принципы востребованы только в том случае, если они полностью поняты и необходимы для членов кооперативов. Кооперативные принципы распространялись в Кыргызстане в рамках различных проектов и программ и были растолкованы каждый раз по-разному. В целом, законодательная база позволила успешно реализовать первый этап развития кооперации, однако для дальнейшего развития необходимо возобновить работу по улучшению понимании принципов кооперации.

  1. Статистика о деятельности кооперативов

Для правительства, кооперативов и их партнеров, важно располагать достоверной и полной информацией о деятельности кооперативов в целях принятия адаптированных решений. В настоящее время статистика о кооперативов сводится к информации об их количестве с разбивкой по регионам, в то время как важно отслеживать количество членов и наемных работников, объемы и виды производимой продукции, материально-техническую базу, собственные и арендуемые площади, внешнеторговые отношения и т.д. Помимо недостатка статистической информации и отсутствия научно-аналитической деятельности по кооперативам, разность методов учета и регистрации между источниками статистической информации о кооперативах- НСК и МСХ также являются проблемами.

Таким образом, важно внедрить согласованную методологию сбора данных о кооперативах, усилить аналитическое сопровождение развитию кооперативов и расширить количество показателей для получения более полной картины о кооперативах.

Б. Социально- экономические проблемы

  1. Проблемы производительности, переработки и сбыта

Важной группой проблем сельхозпроизводителей является низкая производительность, сбыт произведенной продукции, отсутствие эффективной переработки продукции сельского хозяйства. При вхождении Кыргызской Республики в ТС, есть риск того, что кыргызская агропромышленность будет неконкурентоспособной по сравнению со странами Таможенного союза (России, Казахстана, Белоруссии), которые получает несоизмеримо большие дотации по сравнению с сельхозпроизводителями Кыргызстана. Это влияет на возможности роста их потенциала, оснащения необходимым оборудованием, семенами, племенной продукцией и др. В целях обеспечения устойчивого и комплексного подхода к развитию агропромышленного комплекса Кыргызской Республики, который должен способствовать конкурентоспособности кыргызской агропродукции, занятости и росту доходов населения в регионах страны, и развитию других смежных отраслей, важно разработать и внедрить комплексный подход для решения задач развития производства и проведения необходимых реформ, который бы охватывал систему финансирования, сбыта и логистики, подготовки кадров, сертификации продукции и др.

  1. Доступ к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам

Учитывая, что сельскохозяйственный кредит сопряжен с высокими рисками, большинство финансово-кредитных учреждений специализируются на других видах кредитов и ведут свою деятельность в основном в городских местностях. Для тех ФКУ, которые работают с сельским населением процентные ставки остаются высокими из-за рисков, высокой стоимости финансовых ресурсов и т.д. В таких условиях, кооперативная система взаимного кредитования является традиционным источником кредитов для кооперативов в мире. Исходя из вышесказанного, создание устойчивого источника финансирования для кооперативов имеет решающее значение для их дальнейшего развития.

  1. Отсутствие системы предоставления информационных, консультационных и маркетинговых услуг

В республике нет единой системы информационно-консультационных центров, где можно получить необходимую информацию для сельскохозяйственных организаций. Информация необходима по приобретению сырья и материалов, сельскохозяйственной техники и оборудования, по сбыту сельхозпродукции, по нахождению потенциальных покупателей, поставщиков, изменению мировых цен на основные виды сельхозтоваров, и т.д. Отсутствие самостоятельной возможности приобретать вышеуказанные факторы производства сказываются на невыполнении агротехнических мероприятий, производственных потерях, несоблюдении стандарта качества производимой продукции, и т.д.

В сельской местности усложнен доступ к информационным ресурсам, навыки фермеров по поиску информации ограничены, что приводит к ситуациям переизбытка производства одного вида продукции, трудностям сбыта, простаиванию продукции.

  1. Низкий уровень подготовки кадров

Актуальной проблемой остается подбор и подготовка кадров для сельскохозяйственных кооперативов, в первую очередь для управленческой работы. Эффективная кооперация возможна только в случае наличия лидера, который пользуется авторитетом среди местного населения, имеет управленческие и лидерские качества, такие как доступно объяснять необходимость и пользу кооперации, вести собой народ для достижения совместных целей, обеспечивать прозрачность деятельности кооператива и т.д. Соответственно важным является наращивание компетенций лидера кооператива, так как от него зависит решение большинства проблем, указанных выше. Другими словами, если кооперативы имели бы профессиональный персонал, квалифицированных менеджеров, доверие и сплоченность между членами кооперативов, кооперативы бы достигли лучших результатов в решении своих проблем. Кроме того, отсутствует программа подготовки специалистов по управлению сельхозобъектами, экономисты по сельскохозяйственному сектору, специалисты по сельскохозяйственной кооперации. Поэтому важно внедрять в вузы новые программы подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей экономики КР.

В рамках данной программы, Правительству КР важно найти пути решения вышеуказанных проблем и создать благоприятные условия для оптимизации деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Тем более, что в контексте вступления КР в ТС, кооперативы будут испытывать большое давление со стороны крупных агропромышленных компаний акционерного типа, которые получили возможность ускоренного развития за счет иностранных инвестиций и специализируются на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции, ныне подминающих под себя отечественных сельхозпроизводителей.

Основные направления развития сельскохозяйственных кооперативов

Основными приоритетными направлениями Программы являются:

Приведение в соответствие понятийной базы о кооперативах, о видах кооперативов, а также о кооперативных выплатах в законах и нормативно-правовых актах;

Разработка методологии сбора данных о кооперативах, усиление аналитической работы по вопросам кооперации;

Создание механизмов, облегчающих доступ к льготному финансированию для кооперативов путем изучения принципов кооперативного кредитования;

Создание информационно-консультационных центров по развитию кооперативов при МСХ КР и органах МСУ;

Разработка и внедрение программ подготовки и переподготовки специалистов по управлению сельхозобъектами, экономисты по сельскохозяйственному сектору, специалисты по сельскохозяйственной кооперации.

Разработка концептуальной основы для деятельности кооперативов, проведение разъяснительных работ, обучение местных лидеров;

Разработка проекта и пилотирование модели интегрированных агропромышленных кооперативов.

Совершенствование правовой и понятийной базы сельскохозяйственных кооперативов

Целевая программа по развитию сельскохозяйственных кооперативов будет реализована в 2 этапа — краткосрочный и среднесрочный:

а) краткосрочный этап (2015-2017г.г.) позволит решить комплекс вопросов по стимулированию развития сельскохозяйственной кооперации:

организация проведения широкой информационной компании в сельской местности с целью детального ознакомления населения с преимуществами сельхозкооперативов, разработка информационных материалов и пакетов по организации кооперативов;

внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность сельскохозяйственных кооперативов; — разработка налоговых режимов для сельскохозяйственных кооперативов;

разработка механизма кредитования данной категории сельских товаропроизводителей;

запуск пилотных проектов в регионах;

привлечение международных донорских организаций по оказанию помощи в развитии сельскохозяйственных кооперативов и организация пилотных сельскохозяйственных кооперативов.

б) среднесрочный этап (2017-2020 г.г.) будет посвящен непосредственно реализации пилотного проекта по созданию трехуровневой кооперативной системы, организации инфраструктуры кооперации в аграрном секторе путем создания устойчивой и стабильной развивающейся сети сельскохозяйственных кооперативов в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, кредитования, страхования, снабжения и сбыта.

Совершенствование правовой и понятийной базы сельскохозяйственных кооперативов

В отличие от коммерческих организаций, которые являются объединением капитала с целью получения прибыли, кооператив является объединением труда, то есть объединением людей, представленных социальными группами с ограниченными денежными ресурсами и возможностями для достижения своих экономических целей. В мировой практике, кооперативы, как правило, работают согласно единым принципам и ценностям, которые отличают кооперативную форму организации от других форм организаций. На сегодняшний день, согласно Международного кооперативного альянса (МКА)- консультативного органа ООН, кооператив определяется как «независимое объединение лиц, добровольно объединившихся для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместного владения и демократически контролируемого предприятия», которое действует согласно семи международным кооперативным принципам. Этим международными кооперативными принципами являются семь принципов:

Добровольное и открытое членство: Кооперативы представляют собой добровольные организации, открытые для всех людей, способных пользоваться их услугами и желающих взять на себя ответственность членства, без какой либо гендерной, социальной, расовой, политической или религиозной дискриминации.

Демократический членский контроль: Кооперативы – это демократические организации, контролируемые своими членами – людьми, покупающими товары или пользующимися услугами кооперативов – людьми, активно участвующими в определении политик и принятии решений.

Экономическое участие членов: Участники в равной мере вкладывают и демократически управляют капиталом кооператива. Это приносит доход членам пропорционально бизнесу, который они ведут с кооперативом, а не вложенному капиталу.

Автономия и независимость: Кооперативы являются автономными организациями самопомощи, контролируемые своими членами. Если кооператив заключает соглашения с другими организациями или повышает капитал из внешних источников, это сделано на условиях, обеспечивающих демократический контроль со стороны членов и сохраняющих автономию кооператива.

Образование, тренинги и информированность: Кооперативы обеспечивают образование и обучение членов, избранных представителей, менеджеров и работников, чтобы они могли эффективно содействовать развитию их кооператива. Члены кооперативов также информируют широкую общественность о характере и преимуществах кооперативов.

Сотрудничество между кооперативами: Кооперативы служат членам наиболее эффективно и укрепляют кооперативное движение, совместно работая через местные, национальные, региональные и международные структуры.

Забота о сообществе: Сосредоточив внимание на потребностях членов, кооперативы работают на устойчивое развитие общин посредством политик и программ, принятых членами кооператива.

Сельскохозяйственный кооператив традиционно создается в форме производственного или потребительского кооператива. На рисунке ниже представлены разновидности деятельности сельскохозяйственных кооперативов:

Пилотная модель сельскохозяйственных агропромышленных кооперативов

В НСУР подчеркивается необходимость организации сельскохозяйственных кооперативов «с использованием кластерного подхода, включающего полную цепочку продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя до рынка сбыта».

Кроме того, в НСУР предполагается активное содействие увеличению переработки: «Для увеличения переработки сельхозпродукции будут предприняты следующие меры: создание новых и развитие действующих предприятий перерабатывающей промышленности. Новые предприятия перерабатывающей промышленности будут созданы с учетом областной и районной специализации и на принципах государственно-частного партнерства с последующей передачей доли государства частному сектору; поэтапная техническая и технологическая модернизация предприятий агропромышленного комплекса с участием государства по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретенную сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование; предоставлению субсидий на частичное погашение лизинговых платежей перерабатывающими предприятиями; расширению лизинга оборудования для переработки сельхозпродукции.

Одним из приоритетных направлений ППУР на 2013-2017 гг. по «поддержке роста производства и экспорта агропромышленной продукции будет сфокусировано на решении следующих задач: (i) развитие крупномасштабного производства и экспорта продукции агропромышленного комплекса; (ii) развитие перерабатывающей промышленности; (… ) Для решения первой задачи будет выполнен комплекс мер по развитию кооперативов и кластеров, укрупненных фермерских хозяйств: (i) оказана поддержка создания в каждой области перспективных кооперативов («точек роста») с применением механизма государственно-частного партнерства; (ii) будут осуществлены мероприятия по запуску аграрных кластеров; (iii) оказана приоритетная поддержка сельхозпроизводителям, имеющим в собственности или в управлении значительные площади земель, поголовья скота (ориентировочно: в секторе растениеводства — не менее 100 га земли, в секторе животноводства — не менее 500 голов МРС и 300 голов КРС)».

Необходимо направить усилия на консолидацию двухуровневой системы кооперативов:

кооперативы первого уровня (производственные кооперативы местного уровня), цель вступления которых в кооперативы второго уровня заключается в централизации административного управления, возможности совместной переработки и сбыта своей продукции.

кооперативы второго уровня (потребительские кооперативы регионального уровня) – заготовительно-снабженческие, производственно-сервисные и торговые кооперативы, цель которых- повышение доходности членов кооператива за счет совместного использования имеющихся ресурсов.

В ходе развития системы сельскохозяйственной кооперации возможно создание третьего уровня. Сельскохозяйственный кооператив третьего уровня – это группа кооперативов второго уровня, решивших вести совместную деятельность с целью обеспечения своих членов услугами, необходимыми им для успешной работы.

Рисунок. Схема взаимодействия кооперативов первого и второго уровня

Вступление в кооператив второго уровня позволяет улучшить экономические показатели деятельности кооперативов первого уровня за счет централизации управления, совместного использования доступных финансовых, материально-технических и человеческих ресурсов.

Преимущества вступления в кооператив второго уровня выражаются в :

Централизованное управление: кооператив второго уровня оказывает услуги по бухгалтерскому учету деятельности своих членов-кооперативов первого уровня, что позволяет улучшить налоговую отчетность, увеличить шансы получения кредита, получения грантов и т.п. Также кооперативы второго уровня оказывают своим членам услуги по написанию бизнес планов, проектов

Создание единой торговой марки, например по экологически чистой сельхозпродукции, что позволит повысить конкурентоспособность продукции сельхозкооперативов, увеличить производство продукции (услуг), объемы реализации продукции и, соответственно, доходности деятельности, создание рабочих мест, расширении рынков сбыта.

Обучающий центр для членов кооператива первого уровня, проведение консультаций, создание информационных систем и порталов, что позволит повышение квалификации работников кооперативов, возможность обмена опытом.

Возможность создания совместной производственно-перерабатывающей единицы для переработки, расфасовки, упаковки совместной продукции.

Развитие сельскохозяйственного комплекса области и улучшение условий жизни жителей этой территории за счет развития социальной инфраструктуры

Вступить в кооператив второго уровня может любой кооператив первого уровня. При этом кооператив первого уровня не теряет своей юридической и экономической самостоятельности, но приобретает определенные обязанности и права по отношению к кооперативу второго уровня.

Кооперативы первого уровня будут поставлять свой урожай в кооператив второго уровня, поставляя сырье для производства и переработки. Кооператив второго уровня будет обеспечивать хранилище, переработку, логистику, маркетинг, сбыт. Зарубежная практика показывает, что именно кооперативы второго уровня (представленные кооперативными центрами переработки и кооперативными супермаркетами) стали толчком для развития сельскохозяйственных кооперативов. Обеспечивая переработку и сбыт, и принадлежа на долевых началах первичным кооперативам, вторичный кооператив исключает посредническую маржу и позволяет фермерам получить достойный заработок от их деятельности,

Кооперативы второго уровня могут формироваться по видам деятельности (кооператив производителей зерна, мяса, молока, снабженческий кооператив, сбытовой кооператив), по районам региона (области), смешанные (различных видов деятельности).

Реализованная прибыль возвращается членам кооперативов, таким образом, способствуя развитию регионов, созданию рабочих мест и росту доходов сельских жителей. Для реализации программы развития сельскохозяйственных кооперативов, необходимо изучить предпосылки и реализовать пилотный этап.

Кооперативы второго уровня будут отобраны на конкурсной основе, критериями их участия в проекте должны стать их понимание кооперации, мотивация, устойчивость деятельности, наличие финансовых, материальных, человеческих ресурсов, бизнес-план, и т.д.

Критериями отбора проектов для оказания государственной поддержки являются:

1 -привлечение собственных или дополнительных внебюджетных средств;-

2 — материально-технической, другой ресурсной базы (земля, труд и т.д.);

3 — наличие истории деятельности, действительных членов, и т.д.;

4 — социальная значимость, создание новых рабочих мест.

Члены отобранных кооперативов пройдут специально разработанную обучающую программу, которая включит три аспекта:

1- понимание принципов кооперации;

2 — лидерство и управление;

3 -ведение бизнеса в агросекторе. После обучения, будут запущены производственные процессы.

Финансирование:

В целях обеспечения устойчивого и комплексного подхода к развитию агропромышленного агропромышленного комплекса Кыргызской Республики, который должен способствовать конкурентоспособности кыргызской агропродукции, занятости и росту доходов населения в регионах страны, и развитию других смежных отраслей, целевая Программа построена на проектном подходе к развитию кооперативов в целях оптимизации ресурсов, централизованного подхода к контролю средств, мониторингу результатов, координации деятельности.

Финансирование проектного подхода должно осуществляться на основе государственного и частного партнерства посредством специально разработанных инструментов: субсидии производителям отдельных видов сельхозпродукции, поддержка начальных стадий деятельности, льготные кредиты, внедрение режима фиксированных минимальных цен, гос.закупы, зарубежные грантовые ресурсы, и т.д.

Эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций в развитии системы сельскохозяйственной кооперации на долевой основе является создание «в каждой области пилотных сельскохозяйственных кооперативов на принципах государственно-частного партнёрства» (НСУР).

Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных кооперативов, предоставляемых Правительством Кыргызской Республики, может включать меры, предусмотренные в рамках:

ежегодных финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета на льготное кредитование сельских товаропроизводителей;-

грантовых средств, предоставляемых из зарубежных источников;

ежегодных товарных кредитов (минеральные удобрения, семена сельхозкультур, горюче-смазочные материалы и др.);

предоставление в лизинг сельскохозяйственной техники.

Рекомендуются следующие меры государственного регулирования и поддержки развития сельскохозяйственной кооперации:

выделение финансовых средств в виде целевых бюджетных и/или донорских льготных кредитов вновь создаваемым кооперативам под 5-7% годовых на срок 7-10 лет, предоставляемыми на уплату лизинговых платежей при приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающих кооперативов;

привлечение международных долгосрочных льготных кредитов для создания трех пилотных сельскохозяйственных кооперативов по кластерной системе под 5-7% годовых на срок 10-15 лет;

привлечение финансовых средств сельскохозяйственных кооперативов на укрепление материально-технического оснащения в размере140 млн. сом; — привлечение средств международных донорских организаций в размере 6,0 млн. сом на усиление организационного и информационного обеспечения создания сельскохозяйственных кооперативов.

  1. Информационное и консультационное обеспечение

деятельности сельскохозяйственных кооперативов, подготовка и повышение квалификации кадров

в целях дальнейшего развития кооперативного движения необходимо:

организовать информационную работу среди фермеров о преимуществах кооперации, проведение обучающих семинаров по специальным планам, семинаров по обмену опытом работы;

разработать учебно-методические материалы для организации системы подготовки и повышения квалификации для специалистов сельскохозяйственных кооперативов и ввести в Кыргызском аграрном университете и техникумах в качестве обязательной дисциплины курс по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;

расширить теоретические и прикладные исследования по проблемам сельскохозяйственной кооперации учеными Кыргызского аграрного университета, обеспечить внедрение их результатов в практику;

оказать помощь членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе; — разработать и распространять нормативные правовые акты в области кооперации, достижения науки и техники, прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики кооперации, социальной и юридической защиты.

  1. Развитие и взаимодействие сельскохозяйственных кооперативов с органами государственной власти и местного самоуправления.

Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики будет оказывать практическую и методическую помощь в развитии кооперации, поддержку в развитии их материально-технической базы, создании условий для переработки и экспорта сельскохозяйственной продукции, создании нормативно-правовой базы и материального стимулирования для объединения в кооперативы.

В целях формирования и проведения государственной политики в области развития сельскохозяйственной кооперации необходимо создать Межведомственный координационный совет с включением в его состав руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации программ министерств, ведомств, общественных и других организаций.

  1. Социально-экономические результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить развитие сельхозкооперативов, повышение их экономической эффективности.

Укрепится организационно-правовое положение сельхозкооперативов, их материально-техническая база, возрастет производительность труда; расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие кооперативные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции.

Среднегодовой рост объема производства продукции сельхозкооперативами за 4-летний период должен составить около 5 процентов.

В земледелии рост производства будет достигнут за счет увеличения числа сельхозкооперативов, более полного использования предоставленных им земельных участков, а также за счет повышения культуры производства.

Урожайность сельхозкультур возрастет на 15-20%. Увеличение производства животноводческой продукции будет достигнуто за счет увеличения поголовья крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птиц, создания более крупных товарных ферм и повышения продуктивности животных на 20-25%.

Увеличится экспорт сельскохозяйственной и переработанной продукции

Будут созданы новые рабочие места

Развитие сельскохозяйственных кооперативов позволит ограничить влияние посреднического бизнеса на селе, расширить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к услугам агросервиса, укрепить их позиции на рынке, увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции и доходы сельских товаропроизводителей.