Отчет Иманбековой А. по курсу «Усиление роли и функций фермерских организаций в странах Центральной Азии»
Страна:Кыргызская Республика
Организация: Союз кооперативов Кыргызстана
Cтажер: ИманбековаАйнураКасымкуловна
Должность: Председатель Союза кооперативов Кыргызстана
Дата: октябрь 2013 год
Место обучение: ЯПОНИЯ, г. САППОРО
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
- Введение
- Краткий обзор сельского хозяйства Японии
- Аграрная политика Японии
- Кооперативная система Японии
- Выводы и Заключения
- Введение
В качестве одного из направлений международного сотрудничества по распространению опыта и знаний в области развития Хоккайдо оказывается содействие по приему иностранных стажеров по линии Японского Центра Международного сотрудничества (ЯЦМС/JICA), осуществляемого в рамках официальной помощи развитию (ОДА/ODA). Бюро Хоккайдо начиная с 1992-года выступает в качестве организатора стажировки во взаимодействии с ЯЦМС занимается приемом административных работников из развивающихся стран, занимающихся проблемами регионального развития.
Цель этой стажировкиполучение технических знаний в области контроля и управления планирования регионального развития, она включает в себя как и лекции о системе комплексного развития Хоккайдо и о мерах по осуществлению плана, так и экскурсии на места обустройства инфраструктуры и проведения работ по региональному развитию.
Учитывая значимость сельскохозяйственной отрасли Кыргызстана как в экономическом, так и в социальном и политическом плане, Правительство Японии предложило свою поддержку институционального развития отрасли через создание и развитие фермерских хозяйств на собственном примере. Ведь всего за 140 лет освоения острова Хоккайдо, японцам удалось сформировать и развить полноценно функционирующую с/х рыночную инфраструктуру, благодаря систематическому развитию аграрной политики Японии, начатых с 60-х годов прошлого века.
Целью настоящего информационно-аналитического материала — является изучение системы кооперации в Японии и распространения её в Кыргызской Республике.
Я, будучи Председателям ПравленияСоюза кооперативов Кыргызстана с 6 октября по 6 ноября 2013 года, в г. Саппоро, губернаторство Хоккайдо, Японии принимала участие в стажировке по программе Японского агентства международного сотрудничества (JICA) в Японии по теме «Усиления роли и функции фермерских организаций для Центральной Азии». По итогам стажировки мною были подготовлены статьи посвященному сельскому хозяйству и движению фермерских организаций (кооперативов). В данной работе прилагается информационно-аналитический материал о системе кооперации и аграрная политика в Японии.
- Краткий обзор сельского хозяйства Японии
Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое землевладение. Наиболее типичными являются крестьянские хозяйства площадью около 1 гектара. Общая площадь сельскохозяйственных угодий небольшая – 6 млн. га, однако значительная часть посевных площадей дает по два, а в некоторых районах – и по три урожая в год. В отраслевой структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, основной культурой является рис.
Около 78% крестьянских хозяйств выращивают только рис. Это связано с системой государственных мероприятий, которые стимулируют выращивание риса, зачастую за счет других культур. Себестоимость риса в Японии значительно выше от цены. Причиной этого является раздробленность хозяйств и, как следствие, перенасыщенность техникой, нерациональное ее использование. По количеству и мощности тракторов на единицуплощади Япония занимает первое место в мире.
Рис выращивают на всей территории Японии, за исключением севера о. Хоккайдо, преимущественно на поливаемых землях. Урожайность риса достигает 50 ц/гектара. Валовой сбор риса достигает 10 млн.т. Кроме риса, из зерновых культур выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, но в незначительном количестве.
Большое распространение в Японии получило овощеводство, особенно пригородное. Из технических культур распространен чай, табак, сахарная свекла, на юге – сахарная тростина.
Животноводство развито слабо потому, что японцы потребляют мало мяса и молокопродуктов. В последнее время изменяется структура питания японцев, которое ведет к повышению спроса на животноводческую продукцию. Животноводство активно развивается. Производство мяса составляет около 4 млн. т., а молока – 8 млн.т. Характерным для животноводства Японии является отсутствие собственной кормовой базы. Значительная часть кормов импортируется. Собственное производство обеспечивает не больше 1/3 потребностей животноводства в кормах.
Сельское хозяйство Японии обеспечивает продовольствием страну лишь на 3/4. Япония – наибольший импортер сельскохозяйственной продукции в мире. Лишь производство риса, яиц и некоторых овощных культур, удовлетворяет внутренние потребности полностью. Главной причиной отставания сельского хозяйства является государственная политика поддержки хозяйств, которая способствует сохранению мелко земельной собственности в стране. Лишь на о. Хоккайдо производительность труда в сельском хозяйстве приближается к европейскому уровню, который в значительной мере, объясняется распространением там большого землевладения. Рыбная промышленность имеет первостепенное значение для обеспечения населения продуктами питания и ряд отраслей – сырьем.
Япония крепко занимает первое место в мире по добыче морепродуктов. Это стало
возможным благодаря сбалансированному ведению океанического, морского и прибрежного промысла, интенсивному рыборазведению в пресных водоемах. Океанический и морской вылов рыбы в Японии держится на уровне 8 млн. т. Прибрежное рыболовство дает ежегодно 2 млн. т. рыбы. Еще свыше 200 тыс.т. ежегодно получают от рыборазведения во внутренних водоемах. Морепродукты являются основным продуктом, который удовлетворяет потребности населения в белках, хотя их удельный вес в питании снизился за счет увеличения доли мяса. Японский импорт рыбы и морепродуктов в последние годы колеблется от 2.0 до 2.4 млн.т. Основную часть импорта составляют ценные, с высокими вкусовыми качествами, породы рыб. Япония имеет большую сеть портов, которые принимают и обрабатывают рыбу. Наибольшими из них является Кусиро, Хатинохе, Теси, Вакканай и др.
- Аграрная политика Японии
По поводу японской аграрной реформы существует два мнения:
— согласно первому, она была проведена насильственно оккупационной администрацией, после поражения Японии в войне в 1945 г.;
— согласно второму, еще в предвоенный период проводилась политика преобразования существующей аграрной системы в систему хозяйств фермеров-землевладельцев, и этот процесс содержал необходимые для самой Японии моменты «роста» аграрной реформы. Возможно, без давления со стороны оккупационной администрации не удалось, бы осуществить эти реформы в полной мере.
В то время землевладельцы за высокую плату сдавали в аренду свои земли. В свою очередь арендаторы самостоятельно обрабатывали землю, а ту часть, на которой сил не хватило, также сдавали в аренду. Арендодатели земель владеющими крупной собственностью являлись богатыми и подавляющие большинство из них не проживали в соответствующем районе. В результате, появились мельчайшие фермеры.
В соответствии с законом «Об упорядочении сельскохозяйственных земель» (1938г), в Японии земельная реформа была проведена по модели выкупа правительством сельскохозяйственных угодий у землевладельцев и их последующей продажи крестьянам – арендатором. Такое эксклюзивное приоритетное права на покупку с/х земель, принадлежала только Правительству. Был осуществлен, также соответствующий выкуп сельскохозяйственных земель по фиксированным ценам. Крестьяне-арендаторы имея собственные земли и выкупали с.хугодия, по кредитам институциональных банковских учреждений, стали землевладельцами.
Правительство поощряло этот процесс, оказывая институциональную и финансовую поддержку. Таким образом, был избран путь предоставления земледельцам прав собственности на землю. Это была более современная и демократическая форма землевладения, и от неё можно было ожидать более эффективных капиталовложений в мелиорацию земель и повышения их производительности.
Развитие аграрной политики «Основного закона о сельском хозяйстве»:
политика структурного совершенствования и политика выборочного увеличения возделываемых культур, то есть Систематическое развитие аграрной политики в Японии началось с 60-х годов прошлого века.
Разумеется, сельскохозяйственная политика, а именно политика развития и т. д., осуществлялась и до названного времени, однако в ней с трудом можно было усмотреть признаки системности, поскольку в основном она была сосредоточена на трех направлениях:
— первое – «политика регулирования стоимости риса», основной целью которой была стабилизация потребительских цен на рис;
— второе – экстренные меры при неурожае и т. д. (гражданское строительство и т. д., предоставляющее возможности занятости фермерам);
— и третье – политика по созданию фермерских организаций, построенных на основе взаимопомощи (т.н. промышленных кооперативов – предшественников нынешних сельскохозяйственных кооперативов).
Было бы точнее сказать, что данная политика обеспечила не столько мощный рост стимула для повышения социального и экономического положения фермеров, сколько обеспечила минимальную систему социальной защиты (экстренные меры при неурожае и т. д.), и, в тоже время, поручила решение всех остальных проблем — усилиям взаимопомощи фермеров (развитие промышленных кооперативов и т. д.).
1) Принятие «Основного закона о сельском хозяйстве» и формирование высокопроизводительной аграрной отрасли».
Коренные изменения такой аграрной политики произошли с наступлением 60-х годов.
Экономика Японии, достигнув базисного пункта в 1955 году, вошла в процесс «высокого экономического роста», при котором среднегодовой уровень реального ВВП составил свыше 10%. Разумеется, этот экономический рост, характерный «приоритетом промышленности» и «приоритетом городов», в результате породил серьезный социальный и экономический разрыв между городом и деревней и между промышленностью (торговлей) и сельским хозяйством. Стало заметным существование «богатых городов и рабочих» и «бедных деревень и крестьян». Кроме того, расширение промышленности (торговли) произошло так быстро, что возникла нехватка рабочих рук, и стал постепенно повышаться уровень заработной платы.
В ответ на сложившуюся ситуацию, в целях сокращения разрыва между городом и деревней, а также для устранения нехватки городских рабочих в 1961 году был принят «Основной закон о сельском хозяйстве». Главной целью «Основного закона о сельском хозяйстве», если сформулировать ее кратко, было создание высокопроизводительного сельского хозяйства, которое позволило бы уровнять доходы фермеров с доходами трудящихся, проживающих в городах, и необходимое для этого расширение масштабов сельского хозяйства. Разумеется, возникновение массового покидания деревень являлось скрытой предпосылкой для достижения данной цели, и покинувшие деревни фермеры восполняли нехватку городских трудящихся. В связи с этим проводилась политика, которая в целом делится на два основных направления.
Первым направлением являлась политика по структурному совершенствованию сельскохозяйственного производства; второе направление состояло из политики выборочного увеличения возделываемых культур и политики поддержания цен.
Прежде всего, рассмотрим политику по структурному совершенствованию сельскохозяйственного производства. В то время среднее крестьянское хозяйство Японии представляло собой надел земли площадью менее 1 га (на Хоккайдо – менее 5 га), большинство работ на котором выполнялось вручную, за исключением этапа возделывания почвы, на котором использовались лошади, быки и другой тягловый скот. Кроме того, упомянутые угодья, размером менее одного гектара, которыми в среднем располагало одно крестьянское хозяйство, не являлись единым участком, а были рассеяны по нескольким местам. Согласно регистрационным записям, некоторые одногектаровые угодья делились на 30, а то и на 50 участков (такое явление называется «мелкомасштабными рассеянными фермерскими угодьями»).
Разумеется, в таком случае не может идти речи о повышении продуктивности хозяйства, да и расширение масштабов столкнется с большими ограничениями. Кроме того, такая ситуация не даёт возможности применения механизации. С целью радикальной реформы сложившегося положения и была разработана политика структурного совершенствования, направленная на обеспечение эффективной работы и механизации путем повышения удобства использования сельскохозяйственных угодий и объединения всех угодий, принадлежащих одному крестьянскому хозяйству, на одном участке.
Именно создав такие условия возможно расширение масштабов сельского хозяйства и, кроме того, пополнение нехватки рабочих в городах за счет появления на фоне данного процесса большого количества покидающих сельское хозяйство фермеров.
Кстати, осуществление политики по структурному совершенствованию требовало колоссальных капиталовложений.
Однако в то время фермерские хозяйства не располагали таким запасом денежных средств. Возможно, взглянув на современные деревни и сельскохозяйственное производство, нам сразу не придет в голову, что в то время задача деревень и сельского хозяйства состояла в «освобождении от бедности».
Тем не менее, дело не терпело отлагательства. Тогда в действие была введена система правительственных дотаций и так называемого «политически мотивированного кредитования» (основной выгодой которого является правительственная компенсация части процентных выплат по кредиту; например, если банк дает деньги под 8% годовых, то правительство компенсирует из них 4%).
Несмотря на то, что указанные средства называются дотациями, это не означает, что они покрывают 100% необходимого капитала. В ряде случаев максимальная компенсация достигает 80% (например, мелиоративные работы, укрупнение земельных участков и т. д.), но в среднем находится на уровне 50% необходимых средств, при этом остаток ложится на плечи фермерского хозяйства. Кроме этого, в случае получения кредита, фермерские хозяйства также должны погасить сумму займа и некомпенсированный остаток процентов. Поэтому фермеры стали покрывать указанные расходы за счет ссуд, получаемых в сельскохозяйственных кооперативах и подобных структурах. В настоящее время общий объем ссуд, полученных фермерскими хозяйствами Хоккайдо, как показано в нижеследующей таблице, составляет свыше 10 миллионов иен, а во многих хозяйствах, говорят, даже превышает 100 миллионов иен. Указанные займы необходимо погашать, поэтому нынешнее положение фермеров при всем желании нельзя назвать благоприятным.
2). Политика выборочного увеличения возделываемых культур и политика поддержания цен.
Вторым направлением стала политика выборочного увеличения возделываемых культур и связанная с ней политика поддержания цен.
В 60-е годы количество возделываемых крестьянскими хозяйствами культур воистину поражало своим многообразием. Если учитывать продукцию, выращиваемую с целью самоснабжения, речь идет не о десяти или двадцати культурах на одно хозяйство, а о тридцати или даже о сорока.
Более того, широкое разнообразие наблюдалось даже в сортах риса – регистрационные записи одной деревни свидетельствуют, что только там выращивалось около двадцати различных сортов (в настоящее время в лучшем случае два или три сорта).
К чему же требовалось выращивать так много сельскохозяйственных культур? С одной стороны, существовал базовый принцип «самообеспечения», то есть личного потребления своей же продукции, когда на продажу шли только излишки. А с другой стороны, так как почти все с/х оборудование задействовало человеческую силу, трудовыми ресурсами одной семьи (обычно не больше 2-3 человек) приходилось обрабатывать наделы, разнося по времени посадку и сбор урожая скороспелых, среднеспелых и позднеспелых культур.
При таком положении дел нельзя надеяться ни на повышение эффективности работы, ни на построение «высокопроизводительного сельского хозяйства». Кроме того, при этом отсутствует возможность удовлетворения спроса городского населения, который увеличивается пропорционально стремительному росту экономики. Таким образом, в сельском хозяйстве назрела необходимость введения региональной специализации по выращиваемым культурам, повышения производительности труда, а также перехода к аграрному производству, ориентированному на сбыт продукции. С целью внедрения указанных факторов и была предпринята политика поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию, а также политика выборочного увеличения возделываемых культур в зависимости от колебаний уровня поддержки цен.
К выборочно увеличиваемой продукции, в отношении которой устанавливались сравнительно высокие поддерживаемые цены, относился рис и продукция животноводства. В отношении фруктов и овощей поддержка цен практически не проводилась, однако применялись различные «защитные меры». Все прочие культуры: пшеница, ячмень, кукуруза, соевые бобы, фасоль адзуки и т. д. относились к категории «выборочно сокращаемой продукции», то есть считались культурами, зависящими от экспорта. Единственным исключением был сахар. Причиной тому явилась революция на Кубе.
Кстати, а не появляется ли у вас при перечислении выборочно увеличиваемой продукции мысль о наличии определенной закономерности?
Рис – на мировом рынке обращается около 20 миллионов тонн риса, большая часть которого представлена сортами «индика».
Овощи и фрукты – в Японии предпочитают свежие, однако, учитывая условия транспортировки того времени, импорт свежей продукции был затруднен.
Продукция животноводства – то же самое, что и в отношении овощей и фруктов. При этом имелась возможность импорта фуража, что обусловило развитие отечественного производства на импортных кормах.
Из вышесказанного следует, что большая часть выборочно увеличиваемых культур представляет собой продукцию, которая в условиях того времени не могла импортироваться. Несмотря на перспективы значительного увеличения спроса на пшеницу, кукурузу, соевые бобы и т. д. как для пищевых, так и для кормовых целей, в отношении перечисленных культур применялась политика выборочного сокращения.
Для регулирования производства в направлении расширения или сужения была взята на вооружение политика цен на аграрную продукцию. Проще говоря, на продукцию, производство которой предполагалось увеличить, устанавливалась цена, обеспечивающая прибыль на уровне фермерского хозяйства, а на продукцию, производство которой предполагалось сократить – цена, не обеспечивающая прибыль фермерского хозяйства. Например, закупочная цена правительства на пшеницу составляла от 60%, а в хорошее время – около 80% от стоимости производственных затрат. Само собой разумеется, что вместе с ростом производства росли убытки и, следовательно, производство пшеницы сокращалось, а фермерские хозяйства концентрировались на производстве выборочно увеличиваемой продукции.
- Обострение «перепроизводства» и поражение политики структурного совершенствования
1) Обострение «перепроизводства» выборочно увеличенных возделываемых культур.
Естественным результатом политики выборочного увеличения возделываемых культур стало их «перепроизводство». Дружная посадка «выборочных культур», таких как риса, овощей и фруктов на сельскохозяйственных угодьях площадью 5 миллионов гектаров не могла привести к иному результату. В особенности, в случае риса, фактически все земельные участки, пригодные для рисовых полей, отводились под производство риса, в результате чего с середины 1960-х годов возник острый кризис перепроизводства в объеме 3-4 миллионов тонн (в то время годовой объем потребления риса составлял 10 млн. тонн).
Подобная ситуация сложилась и с другими культурами: одна за другой стали возникать проблемы перепроизводства мандаринов, яблок, молока, молочных продуктов и т. д.
Для решения проблемы такого перепроизводства была принята политика регулирования производства, направленная на ограничение объемов производства в пределах спроса. Данная политика применялась к таким продуктам, как мандарины, яблоки, сырое молоко, а также овощи, но наиболее активно она продвигалась в отношении основного продукта Японии – риса. Политика регулирования производства риса получила название политики «сокращения культивации риса», при которой на рисовых полях, превосходящих спрос, стали выращиваться другие культуры (пшеница, фасоль, подножный корм и т. д.). В настоящее время, поехав в деревню, можно заметить, что на рисовых полях выращивается пшеница, фасоль, овощи, цветы, подножный корм, гречиха и т. д., что является результатом вышеупомянутой политики.
Складывалась ситуация от «производства избыточного риса» к «производству нехватающих продуктов», но на самом деле большинство фермеров и деревень реагировали по принципу «посеем пшеницу, фасоль и подножный корм, а затем на заработки». Однако перепроизводство совершенно не было устранено и политика «регулирования производства» продолжается и по сей день. Кроме того, все более обостряется проблема перепроизводства и других продуктов, помимо риса, под влиянием резкого увеличения импорта.
В качестве справочной информации представим коэффициент самообеспечения продуктами питания (в пересчете на калории), который в 1965 году достигал 73%, но к настоящему времени снизился до 40%, а коэффициент самообеспечения зерновыми снизился с 62% до 27%.
Коэффициент самообеспечения продуктами питания в пересчете на калории равный 40% и коэффициент самообеспечения зерновыми равный 27% – редкостно низкие по мировым меркам показатели. Например, согласно предварительным расчетам Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства (2003 год), по коэффициенту самообеспечения зерновыми Япония находилась на 125 месте из 170 с лишним стран мира. Ниже ее находятся только страны пустынного пояса, мелкие островные государства и страны, в которых рис не является основным продуктом питания (в Кыргыстане в 2003-м году показатель составил 83%).
2) Неудачная (?) «политика структурного совершенствования»
Какие же результаты были достигнуты еще одним основным направлением аграрной политики, а именно политикой структурного совершенствования, состоящей в создании высокопроизводительного сельского хозяйства? Несомненно, если говорить о «мелкомасштабных рассеянных фермерских угодьях», то вслед за планомерным укрупнением сельхозугодий из разрозненных маленьких участков стремительно повысилась и производительность земель и труда (Таб. 2).
Значительный рост урожая на 10 ар зафиксирован: рис – с 400 кг до 540 кг, пщеница – с 207 кг до 414 кг и сахарная свекла – с 2 269 кг до 5 550 кг.
При этом механизация сельскохозяйственного производства сократила рабочее время на 10 ар: рис – с 143 до 23 часов, пшеница и картофель – сейчас уже сокращено до уровня менее 10 часов, сахарная свекла и соевые бобы – также до 10 часов, что свидетельствует о формировании основы для расширения масштабов сельского хозяйства с точки зрения трудоемкости.
Если бы производительность так не повысилась, не было бы нынешнего красивого ландшафта на сельскохозяйственном регионе Хоккайдо (а также и в других префектурах). Это можно назвать большим плюсом в результате «политики структурного совершенствования».
Таб. 2 «Изменение производительности земель и труда»
(Ед.: кг, часы)
Объем урожая на 10 а Время затраты на 10 а
1960 1970 1980 2000 1960 1970 1980 2000
Рис 400 443 385 540 143 118 43 23
Пшеница 207 103 321 414 45 27 3 3
Картофель 2 015 3 100 3 740 3 850 52 25 18 9
Сахарная свекла 2 269 4 310 5 460 5 550 81 50 29 19
Соя 159 162 165 260 30 15 13 12
Источники: «Статистика сельскохозяйственных культур», «Исследование производственных затрат растениеводства и животноводства» изд. Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства.
С другой стороны, необходимо четко понять, что расширение масштабов сельского хозяйства, к которому стремилась данная политика, кроме Хоккайдо, заметного увеличения масштабов достигнуть не удалось. В таблице 3 приведено число фермеров в зависимости от масштабов хозяйственных угодий. Из приведенных данных следует, что расширение масштабов постепенно продвигалось, но не достигло темпов, предполагаемых политикой структурного совершенствования. Точнее говоря, число сравнительно «крупномасштабных» фермеров, работающих на угодьях площадью свыше 3 или 5 гектаров, продолжало оставаться на уровне всего лишь нескольких процентов, в связи с чем можно сказать, что сельское хозяйство Японии, к сожалению, не смогло преодолеть мелко масштабность (основано на данных Всеяпонской «Переписи численности сельскохозяйственного населения», проводящейся раз в 5 лет).
Таб. 3 «Динамика изменения численности фермеров в зависимости от масштабов угодий»
(Ед.: тыс. хозяйств, %)
Всего Менее 1,0 га 1,0–3,0 3,0–5,0 Свыше 5,0
1960 5 823 4 182 (71,8) 1 607 (27,6) 36 (0,6) –
1970 5 236 3 649 (69,7) 1 525 (29,1) 63 (1,2) –
1980 4 542 3 226 (71,0) 1 221 (26,9) 82 (1,8) 13 (0,3)
1990 2 884 1 753 (60,8) 1 004 (34,8) 100 (3,5) 26 (0,9)
2000 2 274 1 358 (59,7) 775 (34,1) 99 (4,4) 43 (1,9)
2005 1 831 1 109 (60,6) 657 (35,9) 94 (5,1) 50 (2,7)
2010 1 631 900 (55,2) 551 (33,8) 89 (5,5) 90 (5,5)
Примечание: Данные до 1980 года приведены по всем фермерам, после 1990 года – по фермерам-предпринимателям.
Источник: «Перепись численности сельскохозяйственного населения», изд. Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства
Такие мелкие фермеры не были в состоянии покрывать расходы на домашнее хозяйство только за счет аграрных доходов, в связи с чем были вынуждены совмещать сельскохозяйственную деятельность с другой. На настоящий момент по всем префектурам (за исключением Хоккайдо) среди фермеров-предпринимателей не больше 27,7% приходится на профессиональных фермеров, большую часть доходов которых составляют доходы от сельского хозяйства, в то время как более 70% составляют фермеры по совместительству, большая часть доходов которых поступает от несельскохозяйственной деятельности.
На Хоккайдо, на фоне массового покидания фермерских хозяйств (от 20 с лишним хозяйств в 1970 году до 59 тысяч хозяйств в 2005 году, в 2010 году исследование общего количества фермерских хозяйств не проводилось) продолжается быстрое расширение масштабов долей профессиональных фермеров в 61,4%, и в настоящее время уже не удивляют рисовые и пахотные поля площадью 20 и 30 гектаров соответственно и животноводческие фермы площадью 50 гектаров. Однако, с другой стороны, для приобретения сельскохозяйственных угодий, а также машин и оборудования, фермерам приходилось полагаться на кредитование из средств государства и сельскохозяйственных кооперативов, в результате чего их долговые обязательства достигли колоссальных размеров. Как показано в таблице 1, в среднем сумма обязательств превышает 10 миллионов иен, не говоря уже о том, что средний размер долговых обязательств составляет 50 миллионов иен и существуют фермеры, сумма обязательств которых превышает 100 миллионов иен. Так как фермеры обязаны возвращать основной долг и процент взятого кредитования, расширение масштаба хозяйства сразу не вызывало «одновременное значительное улучшение финансового состояния фермера» или «формирование крайне состоятельных фермеров», однако, по сравнению с 1960-ым годом ситуация несомненно улучшилась.
Если посмотреть на сельское хозяйство других префектур, то в 1960-м году фермеры еще нуждались в «освобождении от нищеты», несмотря на удачное продвижение коммерциализации их хозяйства. По сравнению с тем годом, сегодня экономическое состояние фермеров и сельскохозяйственных деревень несомненно улучшилось.
В Кыргызстане сегодня ситуация с состоянием фермерских хозяйств похожа на ту, что была на Хоккайдо на заре реформирования отрасли. После передачи земли в частную собственность в КР, многие, получив свои земельные наделы, стали фермерами. Но большинство из них не были знакомы с элементарными основами сельскохозяйственного производства (это бывшие учителя, врачи, культработники и другие), и даже знавшие сельское хозяйство люди сталкивались с новыми условиями производства: изменились масштабы производства, изменились производственные отношения, экономические механизмы и многое другое.
На сегодняшний день фермеры сталкиваясь со многими проблемами самостоятельно организовываются в сельхоз кооперативы. Японские специалисты уверены, в том чтобы фермерские ассоциации получили должное развитие, государству следует оказывать политическую, экономическую и организационную помощь фермерам.
Однако поскольку в КР отмечается низкая доходность фермеров от сельскохозяйственной деятельности, разрозненность и мелко — товарность с/х производителей и ограниченность бюджетных ресурсов, то я считаю, что мы должны применять положительные моменты опыта Японии с учетом возможностей бюджета страны, благосостояния, традиций и других особенностей.
- Кооперативная система Японии
В Японии участникам тренинга удалось получить исчерпывающие знания о разработке и распространении новых сельскохозяйственных технологий, о системе распределения сельскохозяйственных угодий, о системе компенсирования/страхования с/хозяйственных рисков, об улучшении/содержании ирригационных объектов, о системе реализации производственных материалов (оборудования), о кредитно-финансовой системе сельского хозяйства. Были организованы обучающие экскурсии в тепличные хозяйства, на поля, склады минеральных удобрений, склады с/х продукции. Удалось также посетить один из крупнейших муниципальных продуктовых рынков, цех по производству сыра, виноградную ферму и завод вин. Большого внимание заслуживает также развитая система сельскохозяйственного кооператива, модель которого вполне может прижиться и в Кыргызстане.
(Рис №1)
Системы сельхозкооперативов состоят из трех уровней: 1-уровень городов и поселков (сельский масштаб), 2-уровень-префектуры (областной или районный масштаб), 3-уровень-всеяпонский (республиканский масштаб).
На 1-уровенефермеры объединялись в комплексные кооперативы или в специализированные кооперативы — создаваемые с целью защиты и повышения уровня хозяйственной деятельности и жизни крестьянских хозяйств на основе духа взаимопомощи, а также с целью построения лучшего общества. Являясь независимым объединением фермеров, кооперативы играют важную роль в деле повышения экономического и социального статуса членов кооперативов и развития регионального сельского хозяйства.
Комплексные кооперативы осуществляют следующие виды деятельности:
Руководящая деятельность кооператива: Обучениеи консультирование по технологии членов кооператива, по управлению руководителей, аудит кооператива, а также создание механизмов для индивидуального руководства деятельности фермерских хозяйств и совместного выполнения работ.
Экономическая деятельность: Сбыт аграрной и животноводческой продукции, закупка производственных материалов и бытовых товаров.
Кредитно-финансовая деятельность: Прием депозитов и выдача ссуд.
Взаимное страхование: Различные виды страхования (жизни, от пожара, автомобилей, реконструкции зданий,при неурожаеи т. д.)
Специализированные кооперативы осуществляют только экономическую деятельность, т.е. закупка производственных материалов и сбыт аграрной и животноводческой продукции, а также проводиться более эффективный маркетинг, расстановка в кооперативах высокоспециализированных технологов для повышения качества продукции и укрепление маркетингового потенциала.
На 2-уровене комплексные кооперативы объединяются по видам деятельности в префектуральную специализированную федерацию и союз (рис №1):
Ø обучение, консультация, аудит и лоббирование осуществляется союзом;
Ø вопросами маркетинга и сбыта занимается префектуральная федерация «Хокурен»;
Ø кредитные и депозитные операции проводятся префектуральными кредитными федерациями сельхозкооперативов;
Ø вопросы взаимного страхования исполняются префектуральными управлениями всеяпонской федерации взаимного страхования;
Ø здравоохранением членов сельхозкооперативов занимается префектуральная федерация сельхозкооперативов по вопросам здравоохранения.
На 3 уровне кооперативную структуру представляют следующие 5 кооперативных организаций: всеяпонский центральный союз сельхоз кооперативов, всеяпонская федерация «Дзэнно» ( в его функцую входит снабжение и сбыт); АО «Банк сельского и лесного хозяйства»; всеяпонская федерация взаимного страхования; всеяпонская федерация сельхозкооперативов по здравоохранению. (рис1)
Обучение и знакомство с опытом Японии, а также изучение и анализ структуры сельскохозяйственного кооператива Японии – это всего лишь начальный этап Программы. Каждая структура кооперативной системы требует глубокого изучения и исследования.
- Выводы и Заключения
В Кыргызской Республике осуществлен и завершен первый этап земельной и аграрной реформы, который сопровождался распределением государственных земельных ресурсов в частную собственность и приватизацией имущественных активов, находящихся в государственной собственности, а заключительным этапом земельной и аграрной реформы является объединение мелких сельскохозяйственных хозяйств в сельхоз кооперативы.
Но, процесс развития сельскохозяйственных кооперативов в республике находится на начальной стадии и его развитие не наблюдается, таккак, в аграрном секторе республики имеются проблемы, которые препятствуют развитию кооперативного движения:
— государственной программы развития кооперативов на среднюю и дальнюю перспективу;
— системных и экономических механизмов поддержки и развития кооперативов;
— слабая законодательная и нормативно-правовая база по с/х, в частности закона о страховании с/х рисков;
— недоступность и чрезмерная дороговизна кредитных ресурсов, неразвитость страховых компаний и государственной поддержки;
— государственной учебно-консультационной службы, информационного обеспечения отрасли, передачи новых знаний и инновационных технологий.
Правительством Кыргызской Республики ежегодно производятся мероприятия по оказанию помощи сельскохозяйственным производителям, однако на сегодняшний день кооперативным организациям предоставлена очень незначительная поддержка (частичная освобождение от налогообложения).
Развития сельхоз кооперативов сегодня практически возложило на плечи ассоциаций, Международныхорганизаций и НПО, но они работают только в своих целевых группах и не могут охватить все население в комплексном и системном порядке.
Строительство кооперативной системы находится в начальной стадии и является одной из основополагающей политикой государства, без которой невозможно вести широкомасштабное сельскохозяйственное производство. Поэтому МСХиМКР необходимо разработать «Государственную программу по развитию кооперативного движения в КР», которая включает в себя комплексную и системную поддержку СХК;
Но, не смотря на это, мы все стажеры обязаны распространить полученные в Японии знания,а также активно участвовать в решении проблем существующих в АПК КР, так как мы представляли и учились от имени многочисленных фермеров Кыргызской Республике.